
26 августа 1880, Рим — 9 ноября 1918, Париж
Человек, предрешивший конец французской классической поэзии, упразднивший пространственно-временную структуру ( хронологическое построение ) повествования, обязательность выверенного синтаксиса и пунктуации, один из теоретиков кубизма и «предтеча» сюрреализма - по определению не мог жить гладко, спокойно и неприметно.
Мистические события и авантюры – вот удел таких персонажей.
Арест и тюремное заключение по подозрению в краже «Джоконды» из Лувра в 1911 году; год, проведенный на передовой в ходе 1-й Мировой войны ( ранение в голову, трепанация черепа ); долгий неопределённый статус бомжа ( а французское гражданство Аполлинер получил лишь за два года до смерти ), многочисленные публикации под псевдонимами ( самые приметные: Гийом Макабр – говорящая фамилия, и Луиза Лаллан – «её» творчество вызвало к жизни даже несколько публикаций о возрождении французской женской поэзии ).
Корни, как всегда,- в детстве. Сын крутившей романы по всей Европе польской авантюристки, проведшей полжизни в залах казино Анжелики Костровицкой и ( предположительно ) итальянского офицера был зарегистрирован в римской мэрии как ребёнок от неустановленных родителей и лишь через три месяца признан и забран из приюта матерью.
Хоть и учился он в престижных лицеях в Монако, Каннах, Ницце ( чувствуете географию – маман «работала» ), богемная жизнь не предполагала устойчивого материального положения – известен эпизод, когда из одного элитного бельгийского пансионата пришлось спасаться бегством, не рассчитавшись за проживание ( маман проигралась в пух и прах в местном казино ).
В течение всей жизни Г.А. любил напустить тумана и назывался то сыном князя Монако, то отпрыском высокопоставленного кардинала, а то и потомком римского папы ( некоторые биографы, кстати, считают, что его дед действительно был камергером в папском дворце ).
Соответствующей внешностью он не был обделён,- Пикассо, бывший с ним в большой дружбе, сравнивал Г.А. с Юлием Цезарем, Гертруда Стайн говорила, что его «античный профиль напоминает императоров позднего Рима», а ещё один друг Аполлинера, Жан Кокто соотносил его лицо с образом молодого Вергилия.
Всем интересующимся, очевидно, известны визуальные стихи Г.А. ( сalligrammes ), вообще, Аполлинер считал, что «поэтом должно называть лишь того, кто изобретает» и хоть и наизобретал он в жизни и в поэзии много – всё равно, по большому счёту, он остаётся для меня прежде всего «певцом меланхолии» ( так писал о нём Яснов ) и неразделённой любви.
Кстати, единственный брак Г.А. продлился всего несколько месяцев. Умер Аполлинер во время эпидемии «испанки» в ноябре 1918-го, похоронен на Пер-Лашез.
Одна из самых известных каллиграмм:

Моё любимое стихотворение Аполлинера ( оригинал и переводы ) здесь.
Автор портрета: Maurice Vlaminck, 1903
Journal information